Юродство и юродивые подворья в летописях

Введение в тему юродства и юродивых подворий

Юродство представляет собой особый вид подвижничества, зародившийся в Древней Руси. Юродивые, или блаженные, отказывались от мирских благ и вели аскетичный образ жизни, часто принимая на себя вид безумцев или странников. Они критиковали социальные порядки и церковь, за что нередко подвергались гонениям. Юродивые жили при монастырях и церквях в специальных подворьях или на папертях.

Упоминания о юродивых в летописях Древней Руси

Летописи содержат ценные сведения о юродивых той эпохи. Например, в Новгородской первой летописи упоминается Николай Кочанов, юродивый XII века. О нем сказано: «Сей блаженный Николай, нарицаяся юродивым Христа ради, наг ходя, по улицам бродя».

В Галицко-Волынской летописи описан юродивый Прокопий, живший в XIII веке: «И тако обычай имея приимати странныя и нищая, питаше их. С ними же бяше некто блаженный Прокопий, нарицаемый уродивым о Христе».

Юродивые подворья

Летописи упоминают о существовании специальных подворий для юродивых при монастырях и церквях. Например, в Лаврентьевской летописи под 1389 годом сказано: «В сем же лете заложена бысть церковь камена святаго Николы на Песках, идеже преже бяху юродивии подворье».

В Никоновской летописи есть запись о юродивом подворье в Москве: «Того же лета князь велики Василий поставил церковь камену святаго Николы на Щепах, идеже преже сего было юродивое подворье».

Известные юродивые Древней Руси

Наиболее известными юродивыми Древней Руси были:

  • Исидор Твердислов из Ростова (XIV век)
  • Василий Блаженный из Москвы (XV век)
  • Максим Московский (XVI век)
  • Иван Яковлевич Корейша из Новгорода (XVI век)

Они упоминаются в различных летописях и житиях. Юродивые критиковали бояр и духовенство, отстаивали справедливость, помогали бедным и обездоленным. Несмотря на гонения, юродивые пользовались почетом и уважением в народе.

Юродство в Московской Руси

В Московской Руси XVI-XVII веков юродство переживает новый расцвет. Юродивые были тесно связаны с царским двором, выступали советниками государей, критиковали бояр.

Василий Блаженный

Самым известным московским юродивым был Василий Блаженный. О нем упоминают летописи и жития. Вот как описывает Василия Степенная книга: «Ходя наг и бос по царствующему граду Москве, зимою и летом, биен и побиваем от скверных людей».

Василий выступал против Ивана III и предрек ему падение. Пользовался расположением Ивана Грозного, который построил для него церковь на Красной площади.

Николай Салос

Другим известным московским юродивым был Николай Салос Псковский. Он критиковал Ивана Грозного за опричнину и был убит по приказу царя. Об этом повествует Степенная книга: «Иван же царь повеле его убити за обличение».

Иван Босой

Иван Босой жил при дворе Бориса Годунова и предрекал ему гибель. Летописец писал: «Иван Босой ходя наг по Москве, не разумеся от него пророчество».

Упадок юродства в XVIII веке

К XVIII веку традиция юродства приходит в упадок. Гонения на юродивых усиливаются, их реже упоминают в летописях. Петр I издает указы, запрещающие бродяжничество под видом юродства.

Однако некоторые юродивые продолжали свою деятельность и в этот период. Известны юродивые Зосима и Савватий Соловецкие, критиковавшие церковную и светскую власть.

Причины упадка юродства

Среди причин упадка юродства можно назвать:

  • Усиление светской власти и ослабление церкви
  • Борьба властей с бродяжничеством
  • Потеря интереса общества к юродивым
  • Секуляризация культуры в Петровскую эпоху

Таким образом, к XVIII веку юродство в традиционной форме постепенно исчезает, хотя память о нем сохраняется в летописях и преданиях.

Бытовой вопрос