Как цифровые технологии меняют ваш мозг

Мы часто слышим о том, что технологии меняют мир, но редко ощущаем эти изменения на себе. Газета The Washington Post опубликовала статью о новом способе чтения, который люди освоили благодаря интернету, и о том, к чему он нас приведет. Cossa предлагает адаптированный перевод этой статьи.

Пока что кажется фантастикой идея, что через какое-то время человек «уйдет в цифру»: сознание останется, а тело ему больше не понадобится. Или что органы будут менять только потому, что искусственные надёжнее «оригинальных». Но уже сейчас мы можем ощутить, как меняется мозг в цифровом мире.

Уже сейчас погружение в текст — удовольствие, доступное не каждому. Когда в последний раз вы читали книгу, не отвлекаясь на смартфон?

Автор рассказывает

  • Как новый способ чтения вытесняет формировавшуюся тысячелетиями привычку;
  • Почему быстрое сканирование текста для мозга предпочтительнее глубокого погружения в текст;
  • Slow reading (медленное чтение) — аналог движения slow food в литературе;
  • Почему студенты предпочитают не связываться с произведениями классиков литературы;
  • Что такое би-литературное мышление и как ему научиться.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

У Клэр Хэндскомби проблемы с вниманием в онлайне. В соцсетях она переходит по ссылкам, на открывшейся странице читает несколько строк, пробегается взглядом по тексту и переходит на другую страницу, которую также вряд ли прочитает. Так она непрерывно серфит по интернету. Знакомо?

«На одном тексте я задерживаюсь буквально на несколько секунд, — даже не минут, — и так по кругу», — рассказывает Клэр Хэндбовски, 35-летняя выпускница факультета креативного письма American University.

Открыв привычную книгу, Клэр не смогла сфокусироваться на чтении, — проблема вышла за пределы интернета.

«Ты как будто пробегаешься глазами по словам, но не улавливаешь содержание, — призналась Клэр. — Когда я ловлю себя на этом, приходиться возвращаться в начало текста, чтобы читать снова и снова».

Для нейробиологов подобные случаи стали предметом растущего беспокойства и даже тревоги. Похоже, что люди освоили новый способ чтения благодаря непрекращающемуся потоку информации в интернете. Такой альтернативный способ сканирования текста начал конкурировать с традиционным осмысленным чтением.

Десятилетняя привычка вытесняет тысячелетний опыт человечества.

«Я беспокоюсь, что поверхностное чтение на протяжении дня мешает нам читать тексты, которые требуют внимания», — говорит Мэриэнн Вольф, нейробиолог Tuft University и автор книги «Пруст и кальмар: история и наука читающего мозга».

В эпоху повсеместного распространения телевидения ТВ человечество получило «звуковую прививку» — мы научились определять, о чем передача, лишь по нескольким фразам, — поэтому стали слушать невнимательно. Эпоха интернета, говорит Вольф, привнесла такую «прививку» для глаз. Проведение времени в интернете — на десктопах и мобильных устройствах — заняло первое место среди всех ежедневных занятий взрослых американцев. По данным исследования eMarketer, уже в 2013-м ежедневно люди проводили перед экраном в среднем 5 часов, тогда как в 2010 году — 3 часа.

Ценители литературы и ученые призывают к «медленному чтению (slow reading)», наподобие движения активистов slow food («медленная еда»). Они советуют не просто снизить скорость чтения, и не бежать галопом по тексту, а контролировать свой доступ к социальным сетям и электронным письмам, пытающихся завладеть нашим вниманием с помощью мигающих и звонящих уведомлений на гаджетах.

Исследователи стремятся понять разницу между чтением в интернете и чтением с бумаги. Разница может отражаться не только в удовольствии от чтения, но и в способности воспринимать сложные материалы на работе и в школе.

Дети, с раннего возраста привычные к гаджетам, могут столкнуться с проблемами при освоении осмысленного чтения — когда потребуется глубоко погрузиться в текст.

«На протяжении всей жизни человеческий мозг непрерывно адаптируется к окружению», — говорит Вольф.

Мэриэнн Вольф — одна из первых экспертов в изучении чтения — тоже ощутила на себе, как мозг адаптируется к разным способам чтения. После дня непрерывного серфинга в интернете и просмотра сотен электронных писем, вечером она решила почитать роман «Игра в бисер» Германа Гессе.

«Я не шучу, я не смогла читать. Было мучительно сложно одолеть первую страницу. Я не могла притормозить, чтобы судорожно не бегать по тексту и не пытаться выловить главные слова. Сложно управлять движениями глаз, сложно настроиться на оптимальную скорость чтения, чтобы улавливать смысл написанного. В тот момент я была сама себе противна».

Адаптируясь к чтению

Изначально мозг не приспособлен для чтения. Не существует гена чтения, в отличие от речи или зрения. Но с появлением письменности — от древнейших египетских иероглифов до печатного станка Гутенберга, — мозг к чтению адаптировался.

До появления интернета мы читали линейно: предложение за предложением, страницу за страницей. Конечно, встречались и изображения посреди текста, но в целом отвлекающих элементов было мало. Читая книги, мы даже могли запоминать, в какой части текста произошли важные события. Мы знали, в каком месте страницы погиб персонаж, — вот в этом предложении среди двух длинных параграфов, после страницы с диалогом.

Интернет неоднороден. Со всем разнообразием информации, текстовыми гиперссылками, видеоформатами и интерактивностью, — и наш мозг формирует ярлыки и привычки для обработки всего этого: сканирование глазами, поиск ключевых слов, скроллинг вверх и вниз по странице. Это , и такой способ уже задокументирован в академических исследованиях. Некоторые исследователи верят, что такой способ чтения начинает доминировать над другими способами потребления информации в медиа.

«Мы так много времени тратим на касания, клики, нажатия, скроллирование и прыжки по тексту, что садясь за роман, не можем спокойно читать, — эти привычки уже глубоко в нас укоренились, — говорит Эндрю Диллон, профессор University of Texas, изучающий чтение. — Мы вступили в новую эру потребления информации, и начинаем наблюдать последствия этого».

Брендон Эмброус, 31-летний финансовый аналитик военно-морского флота ощутил на себе такие изменения.

В его книжном клубе читают бестселлер Мэг Волитзер «Интересности». На очередной встрече клуба он осознал, что упустил ряд ключевых моментов книги. Он понял, что лишь часть текста, прямо как это происходит в интернете, где он проводит большую часть дня.

«Когда пытаешься читать роман, появляется ощущение, будто мы не созданы для этого, как бы ужасно это ни звучало».

47-летний Рамеш Куруп заметил кое-что еще более тревожное. Читая произведения литературных классиков: Джордж Элиот, Марселя Пруста, — Рамеш обнаружил, что испытывает проблемы при чтении длинных предложений со сложными словами и подтекстами, а также во время изучения прилагающейся справочной информацией. В интернете предложения короткие и информативные, а если какое-то слово требует пояснения — сразу прилагаются ссылки на разъясняющий материал.

«В книге нет графики и ссылок, которые поддерживают внимание к тексту», — говорит Куруп.

Он считает, что проще сразу смотреть пояснения по ссылкам, чем держать в уме сложное слово и находить пояснение в конце печатной страницы.

Наблюдение Курупа может показаться надуманным, но Вольф так не считает. Она привела в пример письма студентов, изучающих английский язык, которые она получила из филиалов учебных заведений по всей стране. В письмах многие студенты рассказывают о трудностях при чтении классики.

«Они не могут читать „Мидлмарч“ Элиота. Не могут читать Уильяма Джеймса или Генри Джеймса, — говорит Вольф. — Я не могу передать, насколько много людей мне писали об этом феномене. Студенты предпочитают не связываться с замысловатым синтаксисом и литературными конструкциями Джордж Элиот и Генри Джеймса».

Вольф специально уточняет, что она не луддит. Она отправляет мейлы со своего «Айфона» не реже своих студентов. Также она участвует в волонтерской программе: отправляет планшеты в развивающиеся страны, чтобы дети имели возможность учиться читать. Но взгляните, говорит она, на Twitter с его ограничением в 140 символов.

«Как много синтаксиса теряется, а что такое синтаксис, если не отражение наших мыслей? — беспокоится Вольф. — Меня беспокоит то, что мы потеряем способность изъясняться и понимать запутанную прозу. У нас будут Twitter-мозги?»

Би-литературный разум

В своей следующей книге Вольф раскроет влияние цифровой эпохи на человеческий мозг, изучит то, как отличается восприятие информации людьми с печатных носителей и с экрана. Она интересуется сравнением «экран против бумаги».

Впрочем, этот вопрос уже исследовался.

В 2012 году в Израиле провели исследование на студентах-инженерах. Проверяли, в каком случае учащиеся лучше усвоят информацию: читая с экрана или с бумаги. Студенты предположили, что лучше поймут изложенное с экрана, но оказалось, что напечатанный на бумаге текст оказался эффективнее.

Исследователи считают, что различия в восприятии информации с экрана и с бумаги следует изучить детальнее, и полученные данные следует применить в образовании, особенно с детьми школьного возраста.

«Обратной дороги нет, — считает Вольф. — Мы должны читать детям книги и давать им печатные издания, помогать настраиваться на более размеренный ритм чтения. Ведь они растут в цифровом, технологическом окружении со всеми его особенностями. Это неизбежно. Нам стоит задаться вопросом: „Что мы хотим уберечь?“».

Вольф тренирует свой мозг и настраивается на би-литературное мышление. Она вновь взялась за чтение Гессе следующей ночью, дав себе передохнуть и отдалившись от экранов гаджетов.

«Я все отложила и сказала себе: „Я должна это сделать“, — рассказала она. — На третью ночь было действительно сложно. Это заняло три недели, но к концу второй недели я почувствовала себя восстановившейся, и теперь могу с удовольствием дочитать книгу».

Затем она снова перечитала её.

«Я хотела снова получить удовольствие от осознанного чтения. Ощущения такие, будто я выздоровела. Я обнаружила в себе силы притормозить, наслаждаться чтением и думать не спеша».

Перевод и адаптация: Роман Скрупник, Cossa.

От редакции: Стоит задуматься или паника на ровном месте?

А что думаете об этом вы? Бывает ли так, что вам сложно сфокусироваться на чтении книги, хочется отвлечься на смартфон или просто пропустить несколько абзацев? А эту статью вы прочитали целиком, или «пробежали по диагонали»?

Считаете ли вы, что проблема акутальная, или, быть может, это всё домыслы и необоснованные страхи из разряда «Вот раньше трава была зеленее, а теперь-то все пошло по наклонной»?

Давайте обсудим в комментариях.

Источник: cossa.ru

Бытовой вопрос