Все говорят о покемонах, а мы ещё нет. Давайте поговорим. Но не совсем о них, а о том, что покемоны, на самом деле, не важны. Забудут все через месяц про ваших покемонов. Но мир после них уже не будет прежним. И я серьёзно.
Вот какое дело. На наших глазах сейчас происходит кое-что невероятно важное, но мы ещё не осознаём этого. Мы пытаемся понять — чего все так возбудились на монстриков? Дополненную реальность-то нам уже много лет показывают, и до сих пор вроде без истерик обходилось. Непонятно.
Между тем, во всей этой истории важен именно ажиотаж. А покемонов ловить или Чебурашек — дело десятое.
Так что же происходит? Я вам скажу. Происходит . Пока вы возите технологию по выставкам, пока знакомите с ней продвинутых гиков — это выглядит круто, но непонятно. Узкий круг знатоков в восторге, говорит, что за этим будущее, но будущее никак не наступает. Потому что есть два препятствия — техническая готовность и готовность психологическая.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
С технической всё понятно — для дополненной реальности нужно, чтобы у каждого было устройство, с помощью которого такое дополнение будет происходить. Без этого не получится. Очки специальные (не говоря уж о всяких проекциях на сетчатку) — пока что слишком уж гиковский гаджет. Зато смартфон уже есть у каждого первого — и это значит, что каждый первый готов к встрече с дополненной реальностью. Технически. Но не психологически. И это второй, более важный для развития технологии момент.
Чтобы технология вошла в нашу жизнь, нужно, чтобы она стала понятной, стала частью нашего информационного и культурного пространства. Когда технология равна продукту — всё просто. «Ксерокс» сделал копир, и понеслось. А вот когда технология к конкретному продукту не привязана — наступает момент пробуксовывания. Вроде как круто, а что с этим делать — непонятно.
И будущее технологии начинает зависеть от того, как быстро появится наглядный пример её практического использования.
Технологии дополненной реальности существуют уже достаточно давно. И уже несколько лет по разным конференциям рассказывается, как это всё круто для бизнеса. Но массовому бизнесу это непонятно. Он, во-первых, по конференциям не ходит, а во-вторых, рассуждает логично — если бы это было и впрямь так круто, то давно бы все корпорации такое запустили. А раз ждут чего-то, то и мы спешить не будем. И, главное, непонятно же — КАК это сделать. И для кого. Вот сделаем — а вдруг никто не будет пользоваться? Нафиг, подождём.
Аналогично и с пользователями. Ну не было привычки у людей искать метки ДР везде подряд, что тут поделаешь. Рука не привыкла.
И вот теперь появились покемоны.
Ещё раз подчеркну — пофиг на покемонов. Не смотрите на них. Содержание игры абсолютно не важно. Это история не про покемонов, а про то, как возможности и перспективы дополненной реальности. И научились ею пользоваться.
Давайте расскажу, что будет дальше.
В ближайшие дни разные бизнесы попробуют оседлать «покемоновую» тему, пристраиваясь к существующей игре (собственно, уже пытаются). Но ажиотаж спадёт очень быстро, и уже через месяц-другой тех, кто будет звать «ловить покемонов на нашей вечеринке» посчитают эталонными слоупоками.
Однако параллельно запустится и другой процесс. Массовая разработка собственных приложений на основе похожих механик. Потому что теперь , как это может работать.
Всплывёт подзабытое слово «геймификация» — помните, года три назад все про неё шумели, а потом сошло на нет? Вдруг станет понятно, что приложения с ДР — это именно то, чего не хватало для дешёвого и ненапряжного геймифицирования в офлайне. Поставь приложение, найди в магазине ценники с секретными кодами, получи скидку. Узнавай о новых акциях.
Компании, устраивающие квесты, поймут, что это как раз для них — подсказки можно вешать в любых местах, не имея сложностей с закапыванием сундучка под брусчатку Красной площади.
Производители всяких продуктов и игрушек увидят золотую жилу — поставь приложение и смотри мультики на каждой этикетке нашей газировки! А ещё оно может сделать монстрика из твоего друга!
Турсервисы и учреждения культуры начнут соревноваться в выпуске культурно-развлекательных приложений. Посмотри на улицу и читай пометки: «Кафе с национальной кухней», «Лучший бурритос в городе», «Здесь останавливался на ночь и был укушен клопами поэт Клюшкин».
Стартаперы традиционно кинутся делать агрегаторы разных мастей — наведи смартфон на торговый центр, получи список магазинов/акций/чего-то ещё. И, конечно, «Групон с ДР и геопривязкой».
Продвинутые стартаперы сядут думать над универсальным приложением-сервисом, которое будет одно на всех. Новая многослойная среда с переключателями «показывать ДР по теме культура/криминал/история/акции/игры». Будут подключать к ней нейросети, анализ пользовательских маршрутов и предпочтений, да так и сгинут под километрами «почти готового» кода.
Это бесконечный список. Потому что глаза открылись, и теперь все захотят попробовать. И, к слову, когда через несколько лет все напробуются, станет очевидно, что смартфоны всё-таки неудобны для этого. И тогда состоится триумфальное возвращение Google Glass и ему подобных. Уже не как экзотики, а как обычных и повседневных девайсов.
Однако это лишь одна грань.
Вторая будет связана с осознанием открывающегося потенциала для манипулирования. Некоторые граждане уже словили паранойю насчёт того, как покемоны будут вскрывать места базирования ядерных ракетоносцев и наблюдать за стратегическими объектами. Но есть же ещё невиданные возможности для направления народных масс в нужное место и в нужное время. И, более того, продвинутые американские гопники уже успешно отжали десяток смартфонов, ловя наивных подростков «на живца».
А что, если устроить массовую ловлю чего-то очень «ценного» в каком-то особом месте? (UPD: уже) Можно собрать толпу, заблокировать движение, устроить давку или провокацию… А ещё можно «задосить» охрану чего-нибудь важного.
Очевидно, что скоро появятся «правила безопасности для ДР», которым нужно будет учить детей и приравниваемых к ним взрослым. И ещё появятся группы граждан, требующих немедленно всё запретить.
Грань третья — регулирование.
«Реальная реальность» во всём мире регулируется. Виртуальная — где как, но опыт тоже есть. А дополненная пока что в серой зоне. А между тем, всего за неделю своего существования наглые покемоны успели потоптаться по кладбищам, музеям и храмам. И это, понятное дело, нехорошо. Но кого призывать к ответу? И за что конкретно? Ведь «на самом деле» ничего как бы не было.
А как быть, если кто-то начнёт дополнять реальность своими особыми фантазиями? «Путеводитель по секретному городу» — например, у каждого памятника можно посмотреть его порно-версию…
А если приложение пропишет интересные картинки в окне чьей-то квартиры на первом этаже, и бесконечные толпы день за днём будут совать туда свои смартфоны, то считать ли это нормальным положением дел, или как-то препятствовать? Вторжение ли это в частную жизнь, хулиганство ли? И если да, то чьё — разработчика, или того, в чьих руках смартфон?
Кто ответит, если условный покемон будет посажен на проезжую часть и увлечённый ловец метнётся под колёса автобуса? В пропасть, кстати, уже падают.
Очевидно, что по мере появления всё новых и новых казусов будет нарастать потребность в правовой оценке ДР. И вот тут нас, российских граждан, ждёт новый вызов с уже предсказуемым результатом.
Поскольку соответствующие законодательные инициативы наверняка будут внесены на волне какого-нибудь скандального случая (уже зреют), а решения будут приниматься людьми, далёкими от вопроса, и качество этих решений будет соответствующим. Тут вряд ли могут быть сомнения. Вопрос в том, можно ли такое развитие событий предотвратить или скорректировать? Сможет ли экспертное сообщество самостоятельно начать обсуждение и подготовку инициатив для решения этой проблемы или просто ограничится неизбежными сетованиями на качество принимаемых законов?
Читать по теме: Pokémon Go и завышенные ожидания бизнеса
Источник: