Фотожурналистика в кризисе: размышляем о будущем профессии

Даниэль Эттер сфотографировал двух друзей, целящихся из рогаток, в шахтёрском лагере в Джаинтия Хиллз, Мегхалая, в Индии 21 октября 2010 года. Дерс (слева) работал в шахте, а его друг Нуну жил в лагере со своей семьёй. Снимок сделан на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM. © Daniel Etter

Популярность печатных периодических изданий падает. Какое будущее ждёт фотожурналистику? Перспективы безрадостны? Или фотографы получают возможность взять свою судьбу в собственные руки? Ларс Буринг (Lars Boering), управляющий директор World Press Photo (WPPh), и Стивен Мэйес (Stephen Mayes), бывший управляющий директор фотоагентства VII и исполнительный директор «Фонда Тима Хетерингтона», дают свои ответы на эти вопросы.

***

С самого начала XX века фотожурналистика была необходима, чтобы понимать, что на самом деле происходит в мире. Снимки фотокорреспондентов привлекали внимание к серьёзным проблемам, демонстрировали шокирующую правду и побуждали людей — а иногда и правительства — к действиям.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

Восемнадцатилетняя жительница Кейптауна (ЮАР) Натали де Ви и её родители несколько месяцев откладывали деньги, чтобы купить это платье ценой 220 евро. «В следующие годы, — объясняет фотограф Илви Ньокиктьен, — она будет давать это платье напрокат другим девушкам, заканчивающим школу и идущим на выпускной». Снимок сделан камерой Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 50mm f/1.2L USM. © Ilvy Njiokiktjien

Стивен Мэйес убежден, что в мире новых СМИ у фотожурналистики тоже есть своя немаловажная роль. «Я считаю, что сейчас просто замечательное время как для фотожурналистики, так и для создания видео- и аудиорепортажей», — заявляет он.

«Что всех беспокоит — это то, что сейчас не лучшее время, чтобы зарабатывать фотожурналистикой на жизнь. Мы пока не совсем понимаем, какой должна быть бизнес-модель для нового мира».

Эффективная фотожурналистика — это создание выразительных снимков, способных рассказать даже о том, что осталось за кадром, иногда требующее мужества перед лицом опасности. Такие примеры можно встретить во всей истории фотографии.

Фотографии Доротеи Ланж (Dorothea Lange), посвящённые Америке 1930-х годов — эпохе Великой депрессии, беспощадно правдивые кадры Роберта Капы (Robert Capa) о высадке союзнических войск в Нормандии во время Второй мировой войны, репортажи сэра Дона Маккалина (Don McCullin) с передовой во Вьетнаме и провокационные фотографии бразильских золотодобытчиков 1980-х Себастьян Сальгадо. Многие из самых мощных и запоминающихся кадров в истории фотографии были сделаны фотокорреспондентами.

В последние годы было создано множество выдающихся снимков, доказывающих, что фотография по-прежнему способна производить огромное впечатление. Речь идёт, например, о кадрах Нилюфер Демир (Nilufer Demir), которая в 2015 году сфотографировала трёхлетнего сирийского беженца Айлана Курди, утонувшего в Средиземном море и выброшенного на турецкий берег. О снимке Джонатана Бахмана (Jonathan Bachman) 2016 года, на котором одинокая женщина спокойно стоит перед специальными полицейскими войсками во время акции протеста в защиту жизней чернокожих американцев в городе Батон-Руж, штат Луизиана. Эти снимки обошли весь мир и оказали огромное влияние на людей.

Участники антиправительственных протестов на баррикадах Евромайдана в Киеве, Украина, 19 февраля 2014 года. Накануне в ходе столкновений было убито как минимум 18 человек, включая семерых полицейских. Снимок сделан на камеру Canon EOS 5D Mark II. © Jerome Sessini / Magnum Photos

Кризис СМИ

Несмотря на успех отдельных выдающихся снимков, фотожурналистика в целом сегодня находится в кризисе. Тиражи бумажных газет и журналов постоянно падают, и всё меньше фотожурналистов получают деньги за репортажи из горячих точек и мест стихийных бедствий или подробное освещение социальных проблем.

Ларс Буринг из World Press Photo считает, что нарушение устоявшейся бизнес-модели представляет собой наибольшую угрозу будущему фотожурналистики. «Главная проблема не кризис фотожурналистики как таковой, а кризис СМИ», — объясняет он.

«Хотя бумажных газет и журналов ещё много, переход к экранным технологиям уже практически совершился. Уже не все фотокорреспонденты могут продолжать зарабатывать себе на жизнь. Денег на всех не хватает».

Набережная Малекон в Гаване (Куба). Снимок сделан вскоре после того, как Рауль Кастро принял руководство страной от своего брата, Фиделя, который возглавлял Кубу почти 50 лет. «Всё население Кубы замерло в ожидании», — пишет фотограф Жером Сессини. Снимок сделан 17 июня 2008 года на камеру Canon EOS 5D. © Jerome Sessini / Magnum Photos

По лицу Матте текут слёзы, когда он провожает в последний путь своего лучшего друга Пекку в октябре 2017 года в церкви Сала-Сокенкирка в Швеции. Бездомные, они жили на улицах Стокгольма более 20 лет и называли друг друга братьями. Снимок сделан камерой Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24–70mm f/2.8L II USM. © Magnus Wennman

«Когда требуется монетизировать визуальную журналистику, выигрывает видео», — продолжает Ларс. «Медиагиганты утверждают, что получить прибыль с видео в пять раз проще, чем с фотографии, что очень показательно. Кроме того, в наше время видео играет важную роль в визуальной журналистике и построении визуального репортажа. Это значит, что фотожурналистике нужно во многом пересмотреть свои принципы и найти нишу, в которой можно эффективно развернуться и продемонстрировать свою ценность».

По словам Стивена, он осознал, как быстро меняется фотожурналистика, когда в 2008 году возглавил фотоагентство VII. Старые модели: посуточные ставки для фотографов и выдача лицензий, с которых агентство получало комиссию, — уже ушли в прошлое. Однако при этом отдельные фотографы работают вполне успешно: продают репродукции снимков, проводят семинары, получают стипендии и гранты. Стивен считает, что это часть общего смещения фокуса с фотографии на самого фотографа.

«Это бизнес, поэтому фотожурналисты должны быть бизнесменами».

Ларс с ним согласен. «Многие хорошие фотокорреспонденты сейчас создают в социальных сетях собственные платформы, связанные с другими крупными платформами с миллионами подписчиков», — объясняет он. Например, у Дэвида Гаттенфельдера (David Guttenfelder), фотокорреспондента National Geographic, более 1,1 миллиона подписчиков в сети Instagram.

«Кроме того, некоторые создают собственные благотворительные фонды для помощи окружающей среде, дикой природе или даже беженцам. В каком-то смысле возможности у этих фотографов сейчас шире, чем когда-либо прежде. С помощью своих фондов они получают коммерческие заказы и содержат себя, ни от кого не завися».

Джон Фрэнсис, 12 лет, позирует в маске в лагере ООН для беженцев в марте 2017 года в Вау, Бахр-эль-Газаль, Южный Судан. Снимок сделан камерой Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 24–70mm f/2.8L II USM. © Ilvy Njiokiktjien

Ларс объясняет, что фотожурналистика исторически была индустрией «полуфабрикатов», а сейчас конечный продукт эволюционно изменился, как и его производители. «Раньше фотографы делали снимки, а потом журнал, газета или сайт создавали материалы по этим снимкам», — рассказывает он.

«Сейчас же независимость фотографов означает, что они производят готовый продукт [пишут статьи, снимают видео или создают другие произведения в дополнение к своим фотографиям] и продают его. Людям важно, кто ты и что ты делаешь. Это бизнес, так что фотожурналисты должны быть бизнесменами, а не сидеть и ждать, когда им позвонит издатель, — тогда их шансы на успех будут гораздо выше. Мне кажется, что происходящее сейчас освобождение фотографов — неотъемлемая часть взросления отрасли в целом».

Фотожурналистика в мире постправды

В то время как фотожурналистам приходится решать вопросы финансирования и менять способы распространения своих работ, возможность манипуляций с цифровыми изображениями заставляет нас больше чем когда-либо сомневаться в том, правдивы ли представленные фотографии. Подделать изображение так, чтобы оно подкрепляло определённую точку зрения, очень легко, поэтому беспристрастные репортажи нужны нам как никогда. Как же фотожурналистика может помочь в борьбе со сфальсифицированными новостями в эпоху «постправды»?

Мужчина, потерявший ногу при бомбардировке Идлиба на северо-западе Сирии, лежит в импровизированной палатке в районе Западная Бекаа, Ливан. Снимок сделан в октябре 2013 года на камеру Canon EOS 5D Mark III. © Jerome Sessini / Magnum Photos

«Я не считаю, что действительно настала эпоха постправды. Мне кажется, довольно скоро люди начнут высоко ценить доверенные источники», — говорит Ларс. «Мы сами сталкиваемся с этим в работе World Press Photo. Различные организации и фонды хотят поддерживать нас, потому что то, что мы показываем людям, прошло тщательную проверку и контроль и нашим материалам доверяют. Если твой бренд пользуется доверием — его ждёт успех. Чем больше люди говорят о сфабрикованных новостях, тем больше они ищут доверенные источники, и если всё делать по-честному — это всегда окупается».

«Я считаю, что фотожурналистику ждёт прекрасное будущее, в котором у неё будут другие цели».

Стивен считает, что фокус внимания переходит с фотографии на фотографа, но вместе с ним переходит и кредит доверия. «Вы можете смотреть на фотографию и не понимать, настоящая она или нет, но вы знаете, что её сделал, например, фотожурналист Рон Хавив (Ron Haviv), а ему можно доверять».

«Бывают, конечно, очень сложные ситуации, но если ты будешь придерживаться своих этических принципов и сделать это частью своего образа, то сможешь завоевать доверие к себе как к фотографу, а не к отдельному своему снимку. Раньше такую роль играл бренд, и все доверяли журналу Time или The Observer».

«Теперь мы доверяем уже не этим брендам — мы доверяем конкретным людям».

Фотожурналистика в будущем

Чтобы выжить в изменчивом мире цифровых технологий, нужно приспосабливаться, и для фотожурналистики наступает новая эпоха.

«Я считаю, что фотожурналистику ждёт прекрасное будущее, в котором у неё будут другие цели», — заявляет Стивен. «В прошлом было так: ты продаёшь снимки печатным изданиям — значит ты фотожурналист. Сейчас же, если ты только продаёшь снимки печатным изданиям, тебе далеко до профессионала. Нужно заниматься и другими вещами: скажем, [делать снимки для газет и журналов] четыре дня в неделю, но на пятый день заниматься чем-то другим, например снять документальный фильм или принять участие в благотворительной работе. В мире очень много способов хорошо делать своё дело, которые далеко не исчерпываются публикацией снимков».

Люди стоят на обочинах, чтобы увидеть, как катафалк, везущий Нельсона Манделу, едет по улицам Претории, ЮАР. Снимок сделан камерой Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 24—70mm f/2.8L II USM. © Ilvy Njiokiktjien

Время покажет, сохранится или исчезнет фотожурналистика в новой эпохе. В ответ на вопрос о том, с оптимизмом ли он смотрит в будущее отрасли, Ларс признался, что трезво оценивает проблемы, которые нужно преодолеть.

«Я с большим оптимизмом смотрю на будущее визуального повествования, но это не совсем ответ на ваш вопрос», — говорит он. «Новые технологии серьёзно угрожают традиционному положению фотожурналистики и фотографии. Но при соединении с дизайном и разнообразными выразительными технологиями фотография может стать ключевым элементом новых решений. Так что, если говорить об историях, которые может рассказать визуальная журналистика, перспективы просто блестящие. Девиз World Press Photo „Мы открываем миру истории, которые важно знать“ всегда будет актуален, и мы доказываем это каждый день. Но если речь идёт только о фотографии, я был бы осторожнее. Мне кажется, самостоятельного будущего у неё нет. Но если фотожурналистика будет серьёзной и честной, она всегда будет играть важную роль».

Читайте также: О будущем фотожурналистики в цифровую эпоху: мнение профессионалов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Автор текста: Дэвид Кларк (David Clark)

Источник: cossa.ru

Бытовой вопрос