Пока некоторые коллеги голос надрывают, пытаясь доказать, что PR «уже всё», на рынке труда появляются все новые вакансии PR-специалистов для интернет-проектов, продающих разные товары и услуги. Сама я так или иначе уже порядка трех лет работаю с интернет-магазинами. И это очень интересный опыт, сочетающий в себе классические приемы PR и более новые инструменты, близкие к digital-маркетингу.
Собиралась написать длинное пространное рассуждение о том, зачем интернет-магазину пиарщик. Но решила, что лучше сделаю подборку интересных кейсов по теме. Привлечение нового трафика и клиентов с помощью блогеров — это все, в общем-то понятно, и многие это используют, поэтому рассказывать не буду. Поговорим о менее очевидных вещах.
Оговорюсь сразу: про все приведённые кейсы можно сказать, что всё то же самое мог бы делать маркетолог или, например, менеджер/директор по развитию. Но дело в том, что все эти кейсы лежат в плоскости коммуникации и связей с общественностью, а это стопроцентная вотчина PR-специалиста.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Итак, что PR-специалист может сделать для вашего магазина?
1. Формирование целевой аудитории
Для большинства направлений бизнеса ЦА очевидна и давно определена. Однако, в отдельных случаях люди еще не осознали свою потребность — грубо говоря, они даже могут не знать, что какой-то из их жизненных запросов может быть решен при помощи покупки. В моей личной практике самый яркий пример этого — Condom-Shop.Ru. В нём мы работаем не только на непосредственные продажи, но и на развитие аудитории, ее образование. Уровень информированности россиян о товарах для секса пока практически нулевой — и мы работаем над его повышением. Можно, конечно, продолжать эксплуатировать те 5% людей, что уже являются покупателями секс-шопов — но как же тогда будет развиваться рынок?
В этом плане было бы очень интересно послушать коллег из компаний, которые занимаются продвижением конструкторов еды. Это ведь совершенно новая отрасль, и совсем маленький процент потенциальной ЦА пока знает о подобных сервисах.
2. Создание экспертного образа
Имидж и репутация — два понятия из PR, которые благодаря некоторым коллегам себя так дискредитировали, что скоро на собеседованиях за них будут бить. Экспертность входит в структуру репутации и имиджа, и, в общем-то всем понятно, зачем она нужна, но не очень ясно, как это работает.
Темы, связанные с сексом, требуют экспертности в еще большей мере, чем, например, та же косметика. Для диалога с прессой мы взяли на вооружение «сексперта» — психолога. Этот человек помогает делать подборки игрушек, объясняет, как пользоваться, как ухаживать и т.д., раскрывает более сложные темы — например, как предложить партнеру воспользоваться гаджетом. Читатель видит, что материал написан от лица человека, не заинтересованного в продаже как таковой — но при этом являющегося действительно экспертом в теме. Мы же как магазин получаем очки к репутации за привлечение к своей работе независимого эксперта.
3. Привлечение офлайн-аудитории
Как насчет той части вашей аудитории, которая не особо пасется в интернете? У меня удачным было сотрудничество Pharmacosmetica.ru (это был мой клиент) с бьюти-боксом MaxiCase. Мы вложили в коробки с косметикой свои сертификаты на скидку, получили сопровождение в виде постов в группе сервиса и новостей на сайте — и в итоге примерно 15% розданных сертификатов были использованы. Не забывайте, что часть вашей аудитории в сети бывает редко, старайтесь напомнить им о себе и в офлайне. Кто-то может сказать, что подобными активностями обычно занимаются маркетологи — но давайте будем честны, маркетологи на интернет-проектах работают в основном с digital-инструментами (если, конечно, вы не гигант с отделом маркетинга в 50 человек).
4. Специальные премии для лидеров мнений в вашей области
Здесь я расскажу про не свой кейс. Интернет-магазин Pudra.ru два года подряд проводил Pudra Blogger Awards. Номинаций было много, призы — поездки в США и во Францию. Весь российский бьюти-блогинг оказался задействован — так или иначе о премии рассказали все — от топа до самых маленьких блогов. Да это же гениально — заставить всех лидеров мнений думать о вас и нуждаться в вас, а не наоборот, как происходит обычно. Жаль, что пока данный кейс использовать в своей практике я не могу ввиду специфики сегмента.
Как видите, в примеры кейсов я не стала включать работу с негативом в сети. Во-первых, мне кажется очевидным, что интернет-магазин должен этим заниматься. А во-вторых, в голову не приходят какие-то яркие примеры того, как PR-специалисты решили бы сложную ситуацию в интернет-магазине. Если у вас такие примеры есть — поделитесь, пожалуйста, буду очень признательна.
Кризис постепенно выкашивает маленькие интернет-магазины. Остаются крупные жизнестойкие игроки — и соревнование за покупателя идет уже на уровне тех самых, чтоб их, имиджа и репутации.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.
Источник: